50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства «КТМ-5»

50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства «КТМ-5»

В 2020 году исполнится 50 лет, как на маршруты нашего города вышел трамвай семейства «КТМ-5», который на протяжении почти 25-ти лет был единственной моделью, эксплуатирующейся в Николаеве.

Этот трамвай без преувеличения можно считать легендой, уходящей в прошлое Советского Союза. За долгие годы жизни государства, которого теперь уже нет, эти вагоны стали самыми массовыми по количеству единиц не только в СССР, но и во всем мире. Советского Союза нет уже более четверти века, а разработанные и произведенные тогда трамваи эксплуатируются до сих пор. 

Начало 1960-х годов для трамвайных хозяйств Украины, как и всего СССР было достаточно противоречивым временем. Во многих городах открывались новые трамвайные маршруты, для обслуживания которых не хватало подвижного состава, поэтому в качестве хоть какого-то решения проблемы использовались довоенные вагоны Кроме того, в то время существовала ещё одна проблема: рост пассажиропотоков практически во всех крупных городах Украины, с которым не справлялись наиболее массово выпускаемые двухосные вагоны моделей «Х»+»М» и «КТМ-1″+»КТП-1», «КТМ-2″+»КТП-2».

tram seriy KTM5M113 - 50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства

Это обстоятельство настоятельно требовало разработки новых типов подвижного состава, способных работать по системе многих единиц (СМЕ) таких вагонов.  Для массового обновления трамвайного парка в провинциальных городах страны было решено разработать и внедрить в серийное производство четырёхосный двухтележечный трамвайный вагон с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ), способный работать по СМЕ, именно на УКВЗ. Поскольку к тому времени страна уже получила первую партию чехословацких вагонов «Татра T3SU» и какое-то время эксплуатировала «Татра T2», то было решено заимствовать для новой отечественной разработки реализованный в них передовой зарубежный опыт. Также часть наработок, касавшихся четырёхосных вагонов, была заимствована у ленинградских вагоностроителей, которые имели богатый опыт в этой области.

tram seriy KTM5M11 - 50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства

В 1963 году был собран трамвай «КТМ-5» (аббревиатура «КТМ-5» по одной версии обозначала «Кировский трамвай моторный 5–й модели», по другой – «Катавский трамвай моторный 5-й модели». Внешне «КТМ-5» олицетворял симбиоз двух трамвайных вагонов: ленинградского «ЛМ-57» и чехословацкой «Татры T3SU».

В 1969 году были успешно проведены государственные испытания нового вагона, и принято решение о начале промышленного производства. В этом же году начался серийный выпуск. 

tram seriy KTM5M11377 - 50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства

В Николаев трамваи «КТМ-5М» начали поступать в 1970 году. Планом было предусмотрено получение трамвайным депо №1 десяти вагонов, которым были присвоены бортовые номера 401…410. Несмотря на то, что до конца года все трамваи были получены, четыре вагона (407…410) были введены в эксплуатацию лишь в следующем 1971 году. Просторные светло-серые вагоны сразу понравились николаевцам. По уровню комфорта и удобств они значительно превосходили имеющиеся в городе на то время модели трамваев. Однако конструкция трамвая «КТМ-5М» оказалась далеко не совершенной, требовалась ее доработка.  

tram seriy KTM5M117 - 50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства

Вся обшивка трамваев «Урал» была выполнена из пластика. Проблема заключалась в том, что пластик является горючим и токсичным веществом. 16 апреля 1970 года в Томске произошла страшная трагедия – вагон «КТМ-5М» выгорел полностью, было много пострадавших.   По итогам межведомственной комиссии вышел приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР совместно с Министерством общего машиностроения СССР, по которому решено было внести изменения в конструкцию трамвая. При этом нужно было доработать уже выпущенные вагоны, а их было 450 единиц. В результате 60% изготовленных на тот момент вагонов должны были вернуться на завод для модернизации. 

Десять николаевских трамваев были погружены на железнодорожные платформы и отправлены на завод-изготовитель для проведения модернизации.

Модернизированные вагоны вернулись в Николаев, но были уже ярко-красного цвета. Они проработали на городских маршрутах до января 1985 года. В декабре 1972 года в город пришла следующая партия новых трамваев красного цвета. Это были «КТМ-5М3». Вагонам были присвоены номера 411…415. На маршруты они вышли в начале 1973 года. Начиная с 1974 года, город ежегодно получал новые трамваи.

tram seriy KTM5M 1 - 50 лет назад на маршруты Николаева вышел трамвай семейства

В июле 1976 года на УКВЗ была внедрена система единого классификатора подвижного состава. Согласно этой системе, вагонам, выпускающимся отечественными предприятиями, присваивался условный цифровой номер модели. В результате трамвай «КТМ-5М3» получил новое обозначение – «71-605», где 71 – код пассажирского трамвайного вагона, 6 – код завода УКВЗ, 05 – порядковый номер модели.

 Трамвайные вагоны серии «71–605» поставлялись в 72 города СССР. В Украине первенство по использованию трамваев модели «71-605» принадлежит Николаеву. С 1970 по 1992 год наш город получил 231 вагон.

В большинстве городов вагоны «71–605» эксплуатировались по СМЕ в составе двух- и трехвагонных поездов. Вагон считался надёжным и не особенно прихотливым в обслуживании.

Время не стоит на месте. Появляются более экономичные и комфортные модели трамваев. Постепенно старые трамваи исчезают с городских улиц. Но до сих пор вагоны модели «71–605» бегают по городским маршрутам.

По материалам статьи А. Говорухи в Николаевский Базар.

Spread the love
  • 86
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Master

Похожие новости

Читайте также x